По оценке экспертов НАПМИ объем производства макаронных изделий в РФ составляет порядка 1,1 млн. тонн, из которых объём производства макаронных изделий группы А (из муки из твёрдых сортов пшеницы) составляет порядка 450 тыс. тонн в год. Примерно такие же объёмы производства и у макарон группы В (из муки из пшеницы мягких сортов). Объём производства макаронных изделий быстрого приготовления составляет более 187 тыс. тонн в год или более 1,5 млрд. упаковок.
В рамках пессимистичного сценария объем потребления МИ в ближайшие годы останется на текущем уровне. В реалистичном сценарии мы прогнозируем рост на 1-2% в год в ближайшее десятилетие, в оптимистичном - рост на 3-5% в год.
При стабильном общем объёме потребления (и, соответственно, производства) макаронных изделий, необходимо отметить различные тенденции у разных групп МИ – рост потребления/производства макаронных изделий группы А и снижение потребления макаронных изделий группы В. В зависимости от общей экономической ситуации эти тенденции могут быть более или менее заметны, но в целом, например, с начала 2000-х годов доля макаронных изделий группы А в общем объёме производства классических макаронных изделий для варки увеличилась с 30 до 50 %.
Мы прогнозируем, что уже в 2025 году объемы рынка макаронных изделий группы А и группы В (включая макаронные изделия быстрого приготовления) сравняются в натуральных показателях, но в денежном выражении рынок качественных, но объективно более дорогих макаронных изделий группы А будет иметь значительно большую долю (60% соответственно).
Что касается рынка МИ БП, то категория демонстрирует стагнацию в количественном выражении, начиная с 2022 года. Данный тренд связан с перераспределением объема потребления с маленьких упаковок в пользу больших. Мы ожидаем тренд роста в денежном выражении на уровне 14% и на уровне в 7% в штуках.
На текущий момент существует ряд глобальных вызовов, влияющих на российский рынок МИ: волатильность мировых валют, рост цен на сырье, технику, электроэнергию, логистику, упаковку.
На внутреннем рынке дополнительный вызов – это не всегда идеальное качество сырья и продукции. Несмотря на очевидные успехи, все еще встречаются недобросовестные практики, когда под видом макарон из твёрдых сортов пшеницы продаются макароны ненадлежащего качества. Задача нашей Ассоциации – коллективно с этим бороться.
И еще один вызов – недостаточная осведомленность россиян о здоровом питании и роли в ней МИ, здесь нужна просветительская работа как с нашей стороны, так и со стороны государства. Эта работа уже ведется, задача нашей ассоциации – найти точки соприкосновения.