Россия входит в топ-20 мировых экспортеров МИ (данные Минсельхоза РФ). Сейчас экспорт МИ из России составляет порядка 11% от всего объема производства МИ.
Экспортные поставки продукции нашей отрасли, на наш взгляд, в целом отвечают мировым тенденциям соотношения локального производства и импорта/экспорта (для сравнимых рынков). По нашим оценкам экспорт составляет порядка 11% от общего производства. Приемлемо и соотношение экспорта и импорта: экспорт в 2-2,5 раза больше импорта. География экспорта макаронных изделий российского производства с 2015 по 2020 была расширена с 42 стран до 50 стран. С 2015 по 2023 гг. экспорт макаронных изделий из РФ вырос на 14%, что составляет 118,2 тыс. тонн или 131 млн долларов США в денежном выражении.
Экспорт МИ группы А растёт значительно более высокими темпами по сравнению с общим объёмом экспорта МИ (в 2023 г. относительно 2016 г. он вырос в 2 раза).
Основные страны экспорта МИ из РФ: Беларусь, Казахстан, Грузия, Армения. Значительную часть экспортных поставок (порядка 42 млн. долл. США в денежном выражении) обеспечили компании – члены НАПМИ, темпы роста экспорта которых в 2 раза выше, чем темпы роста всего экспорта МИ из РФ.
Анализ долгосрочных трендов показывает, что экспорт макаронных изделий из России имеет тенденцию к росту. С учетом стабильной тенденции роста мирового потребления макаронных изделий в целом и отдельных стран в частности, а также при обеспечении положительной динамики объемов российского производства, экспорт России к 2030 г. согласно прогнозам экспертов может составить до 207 тыс. тонн МИ на сумму 230 млн долл. США. Но даже эта цифра не является предельной, экспортный потенциал российских производителей МИ гораздо выше.
Перспективными направлениями экспортных поставок являются как традиционные страны, в которые уже осуществляется экспорт, так и новые рынки, характеризующиеся положительными прогнозами потребления макаронных изделий:
На рынке макаронных изделий в СНГ широко представлена импортная продукция. Максимальная доля импорта наблюдается в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане – более 55% от всего объёма рынка. Связано это с тем, что многие страны СНГ вынуждены импортировать пшеницу. Вместе с тем, во многих странах СНГ также имеется недостаток мощностей по производству макаронных изделий. Рынки большинства стран СНГ характеризуются низкой насыщенностью макаронных изделий, в том числе в силу традиционной гастрономической культуры, однако показывают высокие темпы роста, что открывает возможности для дальнейшего наращивания экспорта макаронных изделий из РФ.
Средние темпы роста рынка макаронных изделий стран СНГ оцениваются нами примерно в 2-3 % в год. При этом темпы роста экспорта из РФ будут превышать эту динамику и составят, по оценке НАПМИ, около 4-5 % в год в силу большей накопленной экспертизы в данной отрасли у российских игроков, располагающих сильными торговыми марками. При этом российские игроки, наращивающие дистрибуцию и реализующие рекламную поддержку своих торговых марок в странах СНГ, будут расти темпами порядка 10-15% в год.
Одна из основных проблем для наращивания экспорта на рынках дальнего зарубежья - это высокая стоимость логистики по сравнению с аналогичным продуктом, например, из Турции или Италии и ввозные пошлины, так как странам важно поддерживать собственную производственную базу, делая упор на импортной пшенице, нежели на готовой продукции.